Меры ответственности за коррупционные правонарушения

1. Ответственность юридических лиц

Общие нормы

Общие нормы, устанавливающие ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения, закреплены в статье 14 Федерального закона «О противодействии коррупции». В соответствии с данной статьей, если от имени  или  в  интересах  юридического  лица  осуществляются  организация, подготовка  и  совершение  коррупционных  правонарушений  или правонарушений,  создающие  условия  для  совершения  коррупционных правонарушений,  к  юридическому  лицу  могут  быть  применены  меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

При  этом  применение  мер  ответственности  за  коррупционное правонарушение к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное  коррупционное  правонарушение  виновное  физическое  лицо. Привлечение  к  уголовной  или  иной  ответственности  за  коррупционное правонарушение  физического  лица  не  освобождает  от  ответственности  за данное  коррупционное  правонарушение  юридическое  лицо.  В  случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, данные нормы распространяются на иностранные юридические лица.

Незаконное вознаграждение от имени юридического лица

Статья  19.28  Кодекса  Российской  Федерации  об  административных правонарушениях  (далее –  КоАП РФ) устанавливает меры ответственности за незаконное  вознаграждение  от  имени  юридического  лица  (незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции  в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному  лицу  публичной  международной  организации  денег,  ценных бумаг,  иного  имущества,  оказание  ему  услуг  имущественного  характера, предоставление  имущественных  прав  за  совершение  в  интересах  данного юридического  лица  должностным  лицом,  лицом,  выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным  лицом  либо  должностным  лицом  публичной  международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением,  влечет  наложение  на  юридическое  лицо  административного штрафа).

Статья  19.28  КоАП  РФ  не  устанавливает  перечень  лиц,  чьи неправомерные  действия  могут  привести  к  наложению  на  организацию административной  ответственности,  предусмотренной  данной  статьей. Судебная  практика  показывает,  что  обычно  такими  лицами  становятся руководители организаций.

Незаконное  привлечение  к  трудовой  деятельности  бывшего государственного (муниципального) служащего

Организации  должны  учитывать  положения  статьи  12  Федерального закона «О противодействии коррупции», устанавливающие ограничения для гражданина,  замещавшего  должность  государственной  или  муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора. 

В частности, работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора  на  выполнение  работ  (оказание  услуг)  с  гражданином, замещавшим  должности  государственной  или  муниципальной  службы, перечень  которых  устанавливается  нормативными  правовыми  актами Российской  Федерации,  в  течение  двух  лет  после  его  увольнения  с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать  о  заключении  такого  договора  представителю  нанимателя (работодателю)  государственного  или  муниципального  служащего по последнему месту его службы.

Порядок  представления  работодателями  указанной  информации закреплен в постановлении Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. No 700.

Названные требования, исходя из положений пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. No 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», распространяются  на  лиц,  замещавших  должности  федеральной государственной  службы,  включенные  в  раздел  I  или  раздел  II  перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны  представлять  сведения  о  своих  доходах,  об  имуществе  и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе  и  обязательствах  имущественного  характера  своих  супруги (супруга)  и  несовершеннолетних  детей,  утвержденного  Указом  Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. No 557, либо в перечень должностей, утвержденный  руководителем  государственного  органа  в  соответствии  с разделом  III  названного  перечня.  Перечни  должностей  государственной гражданской  службы  субъектов  Российской  Федерации  и  муниципальной службы утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. No 925).

Неисполнение  работодателем  обязанности, предусмотренной  частью 4 статьи  12  Федерального  закона  «О  противодействии  коррупции»,  является правонарушением  и  влечет  в  соответствии  со  статьей  19.29  КоАП  РФ ответственность в виде административного штрафа.

2. Ответственность физических лиц

Ответственность физических  лиц за коррупционные  правонарушения установлена статьей 13 Федерального закона «О противодействии коррупции». Граждане  Российской  Федерации,  иностранные граждане и  лица  без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Соответствующие выдержки  из  нормативных  правовых  актов  приведены  в  Приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

Трудовое законодательство не предусматривает специальных оснований для привлечения работника организации к дисциплинарной ответственности в связи с совершением им коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации.

Тем не менее, в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее –  ТК РФ)  существует  возможность  привлечения  работника  организации  к дисциплинарной ответственности. 

Так,  согласно  статье  192  ТК  РФ  к  дисциплинарным  взысканиям,  в частности, относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 6, 9 или 10 части первой статьи 81, пунктом 1 статьи 336, а также пунктами 7 или 7.1 части первой статьи 81 ТК РФ в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Трудовой договор  может  быть  расторгнут  работодателем,  в  том  числе  в  следующих случаях: